Оптимальный результат при организации образовательного процесса и социальной адаптации ребенка с ОПФР может быть достигнут только при условии тесного взаимодействия администрации учреждения образования, социально-педагогической и психологической службы, учителей, воспитателей, учителей-дефектологов и родителей детей. Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ОПФР является важной частью и обязательным условием организации интегрированного обучения и воспитания.
Задачи психолого-педагогического сопровождения: обеспечение доступности образования для ребенка с ОПФР, создание адаптивной образовательной среды; формирование готовности и способности всех участников образовательного процесса к взаимодействию с детьми с ОПФР; включение детей с ОПФР в активное взаимодействие в образовательном пространстве.
Возможны две формы организации психолого-педагогического сопровождения детей с ОПФР в условиях интегрированного обучения и воспитания:
- в рамках деятельности социально-педагогической и психологической службы учреждения образования;
- в рамках деятельности группы психолого-педагогического сопровождения.
Специфика организации психолого-педагогического сопровождения детей с ОПФР в конкретном учреждении образования зависит от ряда факторов: контингента детей с ОПФР; времени нахождения ребенка с ОПФР в учреждении образования; уровня педагогической компетентности коллектива учреждения образования в вопросах организации обучения и воспитания детей с ОПФР.
В соответствии с п.10 Инструкции в учреждении образования осуществляется социально-педагогическая поддержка обучающихся и оказание им психологической помощи социально-педагогической и психологической службой учреждения образования.
В случае, если ребенку с ОПФР требуется оказание помощи в большем объеме, в учреждении образования может быть создана группа психолого-педагогического сопровождения по решению руководителя учреждения, который издает соответствующий приказ.
Деятельность специалистов, осуществляющих психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ОПФР, может быть реализована в двух направлениях:
– профилактическое: предупреждение трудностей в адаптации и обучении ребенка с ОПФР;
– актуальное: оказание конкретной помощи специалистов ребенку с ОПФР в преодолении возникших трудностей в обучении, взаимодействии и т.д.
Для обеспечения комплексного подхода к оказанию помощи ребенку с ОПФР в учреждении образования заполняется «Диагностическая карта психолого-педагогического сопровождения» (Приложение 1) и на её основе при необходимости составляется «Индивидуальная карта психолого-педагогического сопровождения» (Приложение 2).
Деятельность специалистов социально-педагогической и психологической службы отражается в планах работы, материалах по организации и оказанию помощи обучающимся в условиях интегрированного обучения и воспитания, отчетах и аналитических материалах.
Деятельность группы психолого-педагогического сопровождения (в случае ее создания) отражается в плане работы группы психолого-педагогического сопровождения детей с ОПФР, индивидуальных картах психолого-педагогического сопровождения, рабочих материалах заседаний группы, аналитическом отчете.
Приложение 1
к Методическим рекомендациям по совершенствованию работы по организации интегрированного обучения и воспитания
Диагностическая карта
психолого-педагогического сопровождения
(фамилия, имя ребенка, класс (группа), дата рождения)
обучающегося по учебному плану _________________________________________________________________
(учебный план)
Учитель-дефектолог _______________________________________ (Ф.И.О.): |
||||||||||
Необходимо создание адаптивной образовательной среды: (Если да, то какой?) |
||||||||||
Ресурсы ребенка (положи-тельные стороны, на кото-рые можем опереться) |
Трудности в усвоении учебной программы |
Проблемы в поведении |
Проблемы в органи-зации деятельности |
|||||||
Классный руководитель (воспитатель) _____________________________________ (Ф.И.О.): |
||||||||||
Участие в мероприятиях |
Особенности поведения |
Взаимоотношения с детьми класса (группы) |
Поручение в коллективе |
Интересы и увлечения |
||||||
Педагог-психолог _________________________________________ (Ф.И.О.): |
||||||||||
Ресурсы ребенка |
Статус в коллективе |
Особенности эмо-ционально-волевой сферы |
Особенности личности |
Мотивация к обучению |
Адаптация к обучению |
|||||
Педагог социальный _______________________________________ (Ф.И.О.): |
||||||||||
Характеристика семьи |
Стиль семейного воспитания |
Уровень педагогичес-кой компетентности родителей |
Внеурочная занятость |
|||||||
Учителя-предметники _____________________________________ (Ф.И.О.): |
||||||||||
Трудности в усвоении учебной программы |
Проблемы в поведении |
Проблемы в организации деятельности |
||||||||
|
||||||||||
Заполняется со слов законных представителей: |
||||||||||
Положительные качества, на которые можно опираться |
Проблемы в поведении |
Интересы и увлечения |
||||||||
Выводы (результаты работы за год):
(какие выявленные проблемы были решены, каких успехов добились, какие проблемы остались, направления работы на следующий учебный год).
Приложение 2
к Методическим рекомендациям по совершенствованию работы по организации интегрированного обучения и воспитания
Индивидуальная карта психолого-педагогического сопровождения
(Фамилия, имя ребенка, класс (группа), дата рождения)
обучающегося по учебному плану ___________________________________________________________________
Выявленные проблемы, трудности |
Причины |
Цель работы (результат, который хотим получить) |
Мероприятия по достижению поставленной цели |
Сроки |
Ответственные за выполнение |
Примечания (отметка о выполнении, замечания) |
Участники группы психолого-педагогического сопровождения: _________________________________________
Примечание:
- индивидуальная карта психолого-педагогического сопровождения разрабатывается на заседании группы психолого- педагогического сопровождения на основе диагностической карты психолого-педагогического сопровождения;
- в случае необходимости по каждой из выявленных проблем разрабатывается отдельный план мероприятий.
Источник: МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ РАБОТЫ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ( Заместитель Министра образования Республики Беларусь Р.С. Сидоренко от 26 августа 2016 г.)
Для сведения:
Задачи психолого-педагогического сопровождения:
• предупреждение возникновения проблем развития ребёнка;
• помощь в разрешении трудностей в обучении, в профессиональной подготовке и ориентации, во взаимоотношениях с окружающими (учителями, сверстниками, родителями);
• коррекция эмоционально – волевой сферы;
• психолого – медико – педагогическое сопровождение образовательных задач;
• всестороннее обсуждение проблем в развитии ребёнка специалистами разного профиля;
• утверждение схем и программ сопровождения и коррекции, согласование их с родителями;
• коллегиальное, последовательное решение задач по работе с ребёнком;
• рассмотрение конфликтных аспектов;
• включение родителей в деятельность группы сопровождения;
• повышение компетентности специалистов в смежных направлениях.
Принципы психолого-педагогического сопровождения.
1. Рекомендательный характер.
2. Приоритет интересов сопровождаемого.
3. Непрерывность сопровождения.
4. Мультидисциплинарность.
Этапы сопровождения:
1. Аналитический.
2. Диагностический.
3. Практический.
4. Рефлексивный.
Факторы успешной работы группы:
• необходимость тщательной диагностики;
• необходимость дополнительных усилий по адаптации детей в непривычных условиях;
• необходимость чёткого взаимодействия всех специалистов учреждения на всех этапах сопровождения с особым учётом рекомендаций врача;
• необходимость сочетания образовательной, коррекционной и лечебной деятельности;
• необходимость отработанной динамической системы гибкого перевода с одного варианта обучения на другой в зависимости от динамики и возможностей ребёнка;
• включение родителей в сопровождение как участников реабилитационного процесса.
Функции участников группы психолого-педагогического сопровождения.
Представитель администрации.
• руководитель службы сопровождения:
• перспективное планирование деятельности службы;
• координация деятельности и взаимодействия специалистов;
• контроль над организацией работы, анализ эффективности.
Учитель-дефектолог.
• проведение педагогической диагностики и уточнение индивидуального образовательного маршрута;
• осуществление образовательной работы;
• осуществление коррекционной деятельности (индивидуальные и групповые формы).
Учитель класса.
• выявление уровня сформированности целенаправленной деятельности (прежде всего по данным оценки учебно-познавательной и трудовой деятельности);
• учет индивидуальных особенностей ребенка, особенностей коммуникативной культуры и активности при реализации коррекционных задач в образовательном процессе; создание ситуации успеха.
Воспитатель группы продленного дня.
• определение навыков самообслуживания согласно возрастному этапу;
• реализация рекомендаций учителя, учителя-дефектолога, психолога в свободной, коммуникативной, общественной или социально-значимой деятельности детей.
Педагог-психолог:
• психологическая диагностика;
• психокоррекция;
• психологическое консультирование;
• разработка рекомендаций другим специалистам.
Педагог социальный:
• объективное изучение условий жизни и семейного воспитания ребенка;
• изучение социально-психологического климата и стиля воспитания в семье;
• решение конфликтных социальных проблем в пределах компетенции.
Медицинский работник:
• организация и контроль антропометрии;
• разработка медицинских рекомендаций для педагогических работников в целях обеспечения здоровьесберегающей среды;
• обеспечение повседневного санитарно-гигиенического режима;
• ежедневный контроль за психическим и соматическим состоянием воспитанников.
Области деятельности специалистов.
Педагог-психолог.
• результаты познавательной сферы ребенка;
• особенности эмоционально-волевой сферы, поведенческие особенности ребенка, характер самооценки.
• особенности межличностных отношений ребенка;
• итоги промежуточного анализа хода развития ребенка.
Педагог социальный.
• характеристика семьи ребенка, особенностей взаимоотношений и стиля воспитания;
• жилищно-бытовые условия, наличие оборудованного уголка для занятий и игры, детской литературы, игр и игрушек;
• конфликтные аспекты в работе с семьей.
Учитель-дефектолог.
• трудности в усвоении программы;
• поведенческие особенности ребенка;
• рекомендуемая учебная программа и предложения по оптимизации образовательного процесса в отношении рассматриваемого ребенка (индивидуальный образовательный маршрут);
• особенности речевого развития ребенка;
• итоги промежуточного анализа хода развития ребенка;
• возможности коррекции и прогноз.
Воспитатель.
• навыки самообслуживания;
• характер и взаимоотношения в коллективе детей и взрослых;
• особенности игровой, конструктивной, изобразительной деятельности детей;
• формирование социальных связей, подготовка к продуктивному сотрудничеству с другими людьми.
Учитель музыки.
• способности к творческой деятельности;
• возможности использования эстетопсихотерапевтических приемов в коррекции проблем ребенка.
Учитель физической культуры.
• активность на занятиях;
• предпочтения в упражнениях;
• понимание команд, координация движений.
Организация взаимодействия специалистов группы психолого-педагогического сопровождения.
• Создание службы сопровождения ребёнка как организационной структуры образовательного учреждения:
- определение целей и задач;
- определение состава;
- назначение руководителя;
- определение направлений деятельности.
• Организация динамических связей между специалистами в процессе работы.
• Создание и поддержание в коллективе сопровождения атмосферы всеобщей заинтересованности в результате труда, взаимопонимания и взаимного уважения к профессиональным и личностным качествам коллег.
• Создание условий для результативного труда «команды», исходя из профессиональных требований к работе каждого специалиста.
• Обучение специалистов в новой логике взаимодействия: комплексности и мультидисциплинарности в решении проблем ребёнка и его семьи.
• Внесение корректив в работу команды для повышения результативности.
В помощь специалистам:
Сопровождение педагогом-психологом несовершеннолетних с особенностями психофизического развития (из опыта работы)
Рекомендации педагогу по осуществлению психолого-педагогического сопровождения ребёнка с особенностями психофизического развития в условиях общеобразовательной школы:
- обобщать информацию о педагогических аспектах статуса школьника (собственные наблюдения, беседы с педагогами);
- систематически отслеживать психолого-педагогический статус ребёнка и динамику его развития в процессе обучения и воспитания;
- максимально использовать различные формы внеклассной работы с целью интеграции учащихся с особенностями психофизического развития в общество;
- организовывать и проводить просветительскую работу среди родителей (родительские собрания, беседы, консультации и т.д.), оказывать помощь в вопросах получения информации относительно специфики организации образования их ребёнка, выработке у них реалистического восприятия нарушения ребёнка;
- формировать у учащихся класса адекватное отношение к учащимся с особенностями психофизического развития, воспитывать чувства взаимопомощи и стремления к сотрудничеству;
- формировать у детей с особенностями психофизического развития положительное отношение к своим сверстникам, адекватное социальное поведение;
- оказывать помощь учителям в формировании положительных социальных установок и преодолении стереотипов по отношению к детям с проблемами в развитии;
- учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка с особенностями психофизического развития, развивать у него веру в свои силы и возможности;
- создавать атмосферу эмоционального комфорта на занятиях с целью сохранения физического, психического и нравственного здоровья;
- принимать участие в создании коррекционно-развивающей среды для детей с особенностями психофизического развития через использование средовых ресурсов;
- осуществлять консультирование законных представителей ребенка;
- принимать участие в составлении программы сопровождения ученика с особенностями психофизического развития ;
- принимать участие в работе психолого-педагогического консилиума;
- соблюдать профессиональную этику.