Среди свойств, составляющих сущность самостоятельности человека, психологи выделяют способность к самоутверждению, умение решать свои проблемы, склонность к риску. Насколько эти свойства развиты у учащихся в предстартовый период, можно проверить с помощью тестов.
Предлагаемый ниже тест выявляет степень проявления упорства и инициативы в реализации своих целей, преодолении различных трудностей.
Тест «Способность к самоутверждению»
Инструкция по выполнению теста: «Прочитайте каждое утверждение и поставьте знак «+», если Вы согласны с ним или «-», если Вы с ним не согласны.Ответы впишите в «Лист ответов» против соответствующего номера утверждения, а затем подсчитайте общую сумму баллов по всем столбцам».
- Когда имеется выбор между двумя вариантами, то мне не нужен совет друзей, чтобы правильно сделать выбор.
- При выполнении любой работы я рассчитываю только на себя.
- Когда возникает проблемная ситуация, то я всегда нахожу решение.
- Препятствия делают мои решения еще более твердыми.
- Считаю, что во всех делах нужно полагаться, прежде всего, на себя.
- Всегда, когда мне предстоит выполнить важное задание, я все тщательно анализирую.
- Своему успеху в учебе я обязан только себе.
- Усердие — это основная моя черта.
- Меня привлекает ответственная работа.
- Мои друзья считают меня волевым человеком.
- Многое, за что я берусь, я довожу до конца.
- Когда что-то не ладится, я не опускаю руки.
- Мне нравится участвовать в соревнованиях и конкурсах.
- Я стремлюсь к самоутверждению.
- Я всегда стараюсь внести в свою работу элементы творчества.
- По отношению к себе я более строг, чем к другим.
- Я никогда не откладываю на завтра то, что должен сделать сегодня.
- Не люблю, когда кто-то вмешивается в мои дела.
- Неудачи меня не пугают.
- Я твердо стремлюсь добиться своего.
- Не люблю делиться своими переживаниями с друзьями и близкими.
- Когда представляется возможность, я охотно высказываю свою точку зрения.
- Когда у меня есть время, я люблю разгадывать кроссворды.
- Если я уверен, что стою на правильном пути, то не испытываю больше колебаний.
Лист ответов
№ п/п |
Ответ |
№ п/п |
Ответ |
№ п/п |
Ответ |
№ п/п |
Ответ |
1 |
|
7 |
|
13 |
|
19 |
|
2 |
|
8 |
|
14 |
|
20 |
|
3 |
|
9 |
|
15 |
|
21 |
|
4 |
|
10 |
|
16 |
|
22 |
|
5 |
|
11 |
|
17 |
|
23 |
|
6 |
|
12 |
|
18 |
|
24 |
|
Анализ результатов.
Если учащийся получил от 17 до 24 плюсов, то это означает высокий уровень способности к самоутверждению. Подросток обладает честолюбием, стремится быть первым и добиваться успеха во всех своих делах. Если результат в интервале от 9 до 16 плюсов, то это свидетельствует о среднем уровне способности к самоутверждению. В ситуации выбора учащийся не всегда полагается только на себя, он испытывает потребность в совете родственников или друзей. Порой ему хочется все бросить, так как цель, к которой он стремится, кажется ему недостижимой. Если результат ограничивается интервалом от 1 до 8, то это свидетельствует о низком уровне самоутверждения. Учащийся убежден, что в трудной ситуации ему помогут родственники и друзья, а от его усилий мало что зависит.
Следующий тест относится к выявлению уровня развития умений решать свои проблемы самостоятельно.
Тест «Способны ли Вы решать свои проблемы?»
Инструкция по выполнению теста: «Из трех ответов на каждый вопрос выберите тот, который лучше всего отражает Вашу точку зрения и поставьте знак «+» в «Листе ответов» в соответствующей ячейке».
- Рассказываете ли Вы о своих проблемах, неприятностях?
А -нет, это мне не помогло бы;
Б -да, если есть подходящий собеседник;
В -не всегда, людям хватает своих забот.
- Сильно ли Вы переживаете неприятности?
А -всегда стараюсь не давать волю чувствам;
Б -все зависит от обстоятельств;
В - смиряюсь, ведь любой неприятности рано или поздно приходит конец.
- Вы чем-то очень огорчены. Что Вы делаете в таком случае?
А - позволяю себе удовольствие, о котором долго мечтал;
Б - иду к хорошим друзьям;
В - жалею сам себя, отсиживаюсь дома.
- Близкий человек обидел Вас. Как Вы поступите?
А - постараюсь стойко пережить обиду;
Б - потребую объяснений;
В - расскажу любому, кто готов слушать.
- В минуту счастья:
А - не думаю о несчастье;
Б - не покидает тревога, что счастье быстро уйдет;
В - не забываю о том, что и огорчений в жизни немало.
- Как Вы относитесь к своему здоровью?
А - слежу за своим здоровьем;
Б - обращаюсь к врачу, чтобы узнать о состоянии своего здоровья;
В - тревожусь о своем здоровье, постоянно нахожусь под наблюдением врача.
- Судьба, по Вашему мнению:
А -благосклонна к Вам;
Б -несправедлива к Вам;
В - постоянно испытывает Вас.
- О чем Вы думаете после ссоры с другом, когда гнев проходит?
А - о хорошем, что было у нас в прошлом;
Б - мечтаю о тайном мщении;
В -о том, сколько вытерпел от него.
Лист ответов
№ п/п |
А |
Б |
В |
№ п/п |
А |
Б |
В |
1 |
|
|
|
5 |
|
|
|
2 |
|
|
|
6 |
|
|
|
3 |
|
|
|
7 |
|
|
|
4 |
|
|
|
8 |
|
|
|
Анализ результатов.
Если наибольшее количество плюсов в столбце А, то учащийся способен решать свои проблемы самостоятельно, умеет верно оценить их и принять адекватное решение. Не склонен жалеть себя и переживать обиды, ищет выход из сложной ситуации. Наибольшее количество плюсов в столбце Б означает, что подросток склонен «выплескивать» проблемы и неприятности на других. Ему нужны их сочувствие и совет в решении своих проблем. Если же наибольшее число плюсов в столбце В, то этот учащийся с трудом справляется со своими проблемами. Ему постоянно нужны поддержка, опека. Нередко он замыкается в себе, жалеет себя, считает, что неприятности «подкарауливают» его.