Памятка для педагогов по работе
с гиперактивным ребенком
Если ребенок постоянно находится в движении: он не ходит, а бегает, не сидит, а ёрзает, не стоит, а крутится, принимается за дело и не доводит его до конца, то, возможно, ребенок – гиперактивный.
Специалисты выделяют следующие клинические проявления синдромов дефицита внимания у детей:
1. Беспокойные движения в кистях и стопах. Сидя на стуле, ребенок корчится, извивается.
2. Неумение спокойно сидеть на месте, когда это требуется.
3. Легкая отвлекаемость на посторонние стимулы.
4. Нетерпение, неумение дожидаться своей очереди во время игр и в различных ситуациях, возникающих в коллективе.
5. Неумение сосредоточиться: на вопросы часто отвечает не задумываясь, не выслушав их до конца.
6. Частые переходы от одного незавершенного действия к другому.
7. Неумение играть тихо, спокойно.
8. Болтливость.
9. Мешают другим, пристают к окружающим
Наличие гиперактивности определяет специалист – врач после проведения специальной диагностики. При необходимости назначается медикаментозное лечение.
Исходя из этого, работа с гиперактивными детьми должна проводиться комплексно, с участием специалистов разных профилей и обязательным привлечением родителей и учителей
Организация учебного процесса с учётом психофизиологических особенностей обучающихся.
- Инструкции учителя должны быть чёткими и немногословными; тон учителя - нейтральным, слова и фразы – понятными ребенку.
- Снижение требований к аккуратности на первых этапах обучения; поощрения за работу, выполненную ребёнком чуть аккуратнее, чем предыдущая.
- Проверка знаний обучающихся с СДВГ в начале урока.
- Избегание категоричных ответов.
- Объяснение учебного материала ребёнку отдельно (при необходимости).
- Соблюдение чётких временных интервалов начала и окончания урока, недопустимость лишения активного отдыха на перемене в качестве наказания.
- Организация чёткого контроля над выполнением ребёнком заданий: регулярная проверка тетрадей, дневника.
- Смена видов деятельности в зависимости от степени утомляемости ребенка.
- Выполнение упражнений на релаксацию и снятие мышечных зажимов.
- Реализация двигательной потребности ребенка (выполнение поручений учителя, требующих двигательной активности ребёнка: раздать тетради, стереть с доски).
- Развитие навыков самоконтроля.
- Обучение ребенка навыкам планирования своей деятельности.