Урок - главная составная часть учебного процесса. Учебная деятельность учителя и учащихся в значительной мере сосредотачивается на уроке. Качество подготовки учащихся по той или иной учебной дисциплине во многом определяется
- уровнем проведения урока;
- содержательной частью;
- методической наполненностью;
- атмосферой.
Для того, чтобы этот уровень был достаточно высоким, надо, чтобы учитель в ходе подготовки урока постарался сделать его своеобразным педагогическим произведением со своим смыслом, завязкой и развязкой подобно любому произведению искусства.
1. Первое, с чего надо начать подготовку к уроку:
- Чётко определить для себя и сформулировать его тему;
- Определить место темы в учебном курсе;
- Определить ведущие понятия, на которые опирается данный урок
- Обозначить для себя ту часть учебного материала, которая будет
использована в дальнейшем.
2. Определить и чётко сформулировать для учащихся целевую установку
урока - зачем он вообще нужен? В связи с этим надо обозначить обучающие,
развивающие и воспитывающие функции урока.
Цели урока должны быть максимально конкретными.
ЦЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ предполагает формирование у учащихся новых
понятий и способов действий, системы научных знаний и т.п.
- Обеспечить усвоение учащимися законов, признаков, свойств,
особенностей;- Обобщить и систематизировать знания о...(или по конкретной теме);
- Отработать навыки (какие?);
- Добиться усвоения учащимися каких-то понятий (вопросов).
Например:
К уроку по теме «Вероятностный подход к измерению количества информации» обучающие цели урока могут быть сформулированы так:
- Обобщить знания учащихся по теме «Понятие информации» взависимости от её использования в различных сферах человеческой деятельности;
- Добиться усвоения учащимися понятия вероятностного смысла информации.
К уроку по теме «Конструирование разветвляющихся алгоритмов»:
- Обеспечить усвоение учащимися особенностей конструирования алгоритмов с использованием команды ветвления;
- Добиться усвоения правил использования сложных условий в разветвляющемся алгоритме.
ЦЕЛЬ ВОСПИТАНИЯ предполагает формирование у учащихся определенных свойств личности и черт характера.
- воспитание патриотизма;
- воспитание интернационализма;
- воспитание гуманности;
- воспитание мотивов труда, добросовестного отношения к труду;
- воспитание мотивов учения, положительного отношения к знаниям;
- воспитание дисциплинированности;
- воспитание эстетических взглядов.
Например:
К уроку по теме «Алгоритм как логическая сила мышления» воспитательные цели могут быть сформулированы так:
- Воспитание стремления к получению новых знаний;
- Воспитание чувства товарищества, межличностных отношений, аккуратности.
ЦЕЛЬ РАЗВИТИЯ предполагает в основном развитие на уроке психических качеств учащихся: интеллекта (мышления, познавательных, общетрудовых и политических умений), воли и самостоятельности.
РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ - умения выделять существенные признаки и свойства,
устанавливать единые, общие признаки и свойства целого, составлять план изучаемого материала, умения квалифицировать факты, делать обобщающие выводы, выделять общие и существенные признаки, отличать несущественные признаки и отвлекаться от них, развитие умений применять знания на практике.
РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ - выделять главное, составлять план, тезисы, вести конспект, наблюдать, делать опыты.
РАЗВИТИЕ ОБЩЕТРУДОВЫХ И ПОЛИТЕХНИЧЕСКИХ УМЕНИЙ -нешаблонно, творчески подходить к решению самых разнообразных задач, умение пользоваться приборами и инструментами, умение планировать, оценивать результаты выполненных действий.
РАЗВИТИЕ УМЕНИИ УЧЕБНОГО ТРУДА - развитие умения работать в должном темпе, читать, писать, вычислять, чертить, конспектировать.
РАЗВИТИЕ ВОЛИ И САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ - развитие инициативы, уверенности в своих силах, развитие настойчивости, умение преодолевать трудности для достижения цели.
3. Уточнение типа урока.
•Урок изучения нового материала;
•Урок закрепления и развития знаний умений и навыков;
•Урок формирования умений и навыков;
•Урок повторения;
•Урок проверки знаний;
•Урок применения знаний, умений и навыков;
•Повторительно-обобщающий урок;
•Комбинированный урок.
Приложение №1
4. Уточнение вида урока.
- Урок-лекция;
- Урок-беседа;
- Кино-урок;
- Урок теоретических или практических самостоятельных работ (исследовательского типа);
• Урок самостоятельных работ
или письменных упражнений.);
• Урок лабораторных работ;
- Урок практических работ;
- Урок - экскурсия;
- Урок - семинар;
- Дидактическая игра;
- Анализ ситуаций;
- Устный опрос;
- Письменный опрос;
- Контрольная работа;
- Зачет;
5. Выбор методов и приёмов.
К таким методам относятся:
- Метод монологического изложения (монологический метод);
- Метод диалогического изложения (диалогический метод);
- Метод эвристической беседы (эвристический метод);
- Метод исследовательских заданий (исследовательский метод);
- Метод алгоритмических предписаний (алгоритмический метод);
- Метод программированных заданий (программированный метод),
6. Спланировать учебный материал урока.
Для этого надо:
А) Подобрать по теме литературу. При этом, если речь идёт о новом теоретическом материале, следует постараться, чтобы в список вошли вузовский учебник, энциклопедическое издание, монография (первоисточник), научно-популярное издание. Надо отобрать из доступного материала только тот, который служит решению поставленных задач наиболее простым способом.
Б) Подобрать учебные задания, целью которых является:
- Узнавание нового материала;
- Воспроизведение;
- Применение знаний в знакомой ситуации;
- Применение знаний в незнакомой ситуации;
- Творческий подход к знаниям.
В) Упорядочить учебные задания в соответствии с принципом « от простого к сложному».
Составить три набора заданий;
- Задания, подводящие ученика к воспроизведению материала;
- Задания, способствующие осмыслению материала учеником;
- Задания, способствующие материала учеником.
Г) Подготовить оборудование для урока.
Составить список необходимых наглядных пособий, приборов, технических средств обучения. Проверить вид классной доски так, чтобы весь новый материал оставался на доске в виде опорного конспекта.
Д) Продумать изюминку урока.
Каждый урок должен содержать что-то, что вызовет удавление, изумление, восторг учеников - одним словом, то, что они будут помнить, когда всё забудут. Это может быть интересный факт, неожиданное открытие, красивыйопыт, нестандартный подход к уже известному и пр.
Е) Спланировать контроль за деятельностью учащихся на уроке, для чего подумать:
- Что контролировать;
- Как контролировать;
- Как использовать результаты контроля.
При этом не забывать, что чем чаще контролируется работа всех, тем легче увидеть типичные ошибки и затруднения, а также показать учащимся подлинный интерес учителя к их работе.
Можно в конспект урока включить таблицу, в которой зафиксировано, что, на каком этапе урока делают ученики и учитель.
Этап урока |
Что делают |
|
Учитель |
Ученики |
|
1 . Проверка домашнего задания |
|
|
8. Составить конспект с учётом структуры урока.
Под структурой урока следует понимать устойчивый порядок внутренних связей между элементами урока.
- Формирование новых знаний на базе актуализации прежних знаний;
- формирование новых понятий и способов действий;
- формирование умений и навыков;
- домашнее задание.
Необходимо подумать в какой последовательности будет организована работа с учебным материалом, как будет осуществлена смена видов деятельности учащихся, чтобы внутренние связи между элементами урока сохранились.
Основные этапы современного урока
- Организационный момент, характеризующийся внешней и внутренней (психологической) готовностью учащихся к уроку.
- Проверка домашнего задания.
- Проверка знаний и умений учащихся для подготовки к новой теме.
- Постановка цели занятия перед учащимися.
- Организация восприятия и осмысления новой информации, т. е. усвоение исходных знаний.
6.Первичная проверка понимания.
7.Организация усвоения способов деятельности путем воспроизведения информации и упражнений в ее применении (в том числе смена вариантов) по образцу.
8.Творческое применение и добывание знаний, освоение способов деятельности путем решения проблемных задач, построенных на основе ранее усвоенных знаний и умений.
9.Обобщение изучаемого на уроке и введение его с систему ранее усвоенных знаний и умений.
10. Контроль за результатами учебной деятельности, осуществляемой
учителем и учащимися, оценка знаний.
11. Домашнее задание к следующему уроку.
Домашние задания можно дать на любом из этапов урока в зависимости от учебной ситуации. Эта процедура, как правило, занимает очень маленький отрезок времени, но имеет очень важное значение. Поэтому задание на дом входит в структуру урока как самостоятельный элемент методической подструктуры.
12. Подведение итогов урока.
Главное при группировке материала - умение найти такую форму организации урока, которая вызовет повышенную активность учащихся, а не пассивное восприятие нового.
Вывод: При подготовке к уроку надо постараться сделать так, чтобы урок не только вооружал учащихся знаниями и умениями, значимость которых невозможно оспорить, но чтобы всё, что происходит на уроке, вызывало у детей искренний интерес, подлинную увлечённость, формировало их творческое сознание?