Государственный флаг Республики Беларусь
Государственный герб Республики Беларусь
НАШИ КОНТАКТЫ

приёмная 8 02346 4-12-64
директор 8 02346 4-12-66
hnksh1@roohoyniki.by

247622, Гомельская область, г.Хойники, ул. Советская, 119
Открыть контакты

Мобильное приложение "МЧС Беларуси: помощь рядом"
Образовательная платформа
Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь
80 лет со дня освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков
-Выборы Президента Республики Беларусь
:: ::

Понятие об образовательных технологиях

Образовательная технология – это процессная система совместной деятельности учащихся и учителя по проектированию (планированию), организации, ориентированию и корректированию образовательного процесса с целью достижения конкретного результата при обеспечении комфортных условий участникам.

Дадим пояснения в связи с приведенным определением. Во-первых, в нем дается указание на совместную деятельность учителя и учащихся, что означает фактическое отрицание программирования только педагогом конечных результатов и построения им жесткой программы деятельности ученика по их достижению. Иными словами речь идет об ученике как субъекте учения, определяющим и конечные результаты своей деятельности и процесс их достижения. Во-вторых,  в приведенном определении фиксируется полный цикл управления учеником своей учебной деятельностью. В этой связи можно констатировать, что образовательная технология призвана обеспечивать обучение учащихся самоуправлению учением. В-третьих, в определении обращается внимание насоздание комфортных условий деятельности субъектов образовательного процесса, что ориентирует, в первую очередь, педагогов на поиск и создание условий для раскрытия, реализации и развития личностного потенциала учащихся.

Современную технологию характеризуют следующие позиции:

  • технология разрабатывается под конкретный педагогический замысел, в основе ее лежит определенная методологическая, философская позиция автора;
  • технологическая цепочка действий, операций, коммуникаций выстраивается строго в соответствии с целевыми установками, имеющими форму конкретного ожидаемого результата;
  • функционирование технологии предусматривает взаимосвязанную деятельность учителя и учащихся на договорной основе с учетом принципов индивидуализации и дифференциации, оптимальную реализацию человеческих и технических возможностей;
  • поэтапное планирование и последовательное воплощение элементов педагогической технологии должны быть, с одной стороны, воспроизведены любым учителем и, с другой, гарантировать достижение планируемых результатов всеми школьниками;
  • органической частью технологии являются диагностические процедуры, содержащие критерии, показатели и инструментарий измерения результатов деятельности.

 

Классификация современных образовательных технологий

(по материалам Т.И. Шамовой, Т.М. Давыденко)

 

«Школа»

Цель школы

Педагогические основы

Роль учителя

Роль ученика

Образовательные технологии

1 группа.

Традиционная школа «Школа знаний». Ребёнок – носитель навыка.

Воспитание личности с заданными свойствами. ЗУН, ЗУН+СУД

Способы умственной деятельности.

Педагогика Я.А. Коменского 17-й в.

(принципы: научности, наглядности, последовательности, доступности и др)

Умелец знающий «как надо»

Школяр жаждущий делать «как надо, как полагается, как делают взрослые»

Технология объяснительно-иллюстративного обучения (Технология поддерживающего обучения).

Лекционно-семинарско-зачётная система.

Технология крупно-блочного изучения (П.М.Эрдниев)

Технология перспективно-опережающего обучения (С.Н. Лысенкова)

 Технология на основе системы эффективных уроков (А.Окунев, К.Махова (химия), Т.Гончарова (история), В.Гербутов (физика).

1.1. Технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся

ЗУН+СУД

Познавательные и творческие способности.

 

 

 

 

Технология проблемного обучения.

Технология игрового обучения.

Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала.

Технология проведения учебной дискуссии.

1.2. Технологии дифференцированного обучения

ЗУН+СУД

 

ЗУН+ эстетически-нравственное развитие.

 

 

 

Технология внутриклассной дифференциации (Н.П. Гузик).

Технологии уровневой дифференциации на основе обязательных результатов (В.В. Фирсов).

Технология поэтапного обучения физике (Н.И. Палтышев).

Технология уровневой дифференциации (В.В. Пикан).

Интегральная технология (В.В. Гузеев).

1.3. Технологии индивидуализации обучения

ЗУН+СУД

 

 

 

Адаптивная система обучения (А.С. Границкая)

Технология индивидуализированного обучения (И. Унт)

Технология обучения на основе индивидуально-ориентированного учебного плана (В.Д. Шадриков)

Технология проектного обучения.

Технология программированного обучения.

Информационная технология обучения.

Технология коллективного способа обучения (В. Дьяченко).

Технология модульного обучения.

Технология проблемно-модульного обучения.

Технология В.М. Монахова

2 группа

Школа развития

Развитие ученика СУД. Развитие психических процессов. Общее развитие. Творческие способности.

 

Песталоци И., Дистервег А., Ушинский К.Д.

Формирует, лепит, выстраивает общение с учеником, учебную деятельность. Учитель ставит цель, ученик её принимает.

Ребёнок субъект учебной деятельности (но не полностью), (манипуляция).

Технология развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова.

Система развивающего обучения Л.В. Занкова.

Технология технического творчества (ТРИЗ).

Технология воспитания общественного творчества (И.П. Иванов) (КТД)

Система художественного воспитания (Неменский)

Система музыкально-творческого образования (Д.Б. Кабалевский)

Система формирования литературного творчества (В. Левина).

Дальтон-технология.

3 группа Школа социализации

Овладение культурой общества, адаптация в нём.

 

Автор

Автор

Технология саморазвития М. Монтессори

Технология коммуникативного обучения иноязычной культуре (Е.И. Пасов)

Игровые технологии, ориентированные на социализацию личности.

«Технология свободного труда (С.Френе)

Технология Мастерских.

Гуманно-личностная технология Ш.А. Амонашвили

Система Е.П. Ильина

Вальдорфская педагогика.

Модернизация технологии традиционного
(поддерживающего) обучения на разных ступенях подготовки

Технология поддерживающего обучения является традиционной, т.к. реализуется она, в основном, через классно-урочную систему обучения, которая была создана около 400 лет назад.

Традиционное обучение характеризуется обязательным элементом – уроком, который представляет собой одновременное занятие с целым классом. При этом учитель сообщает, передает знания, формирует умения и навыки, опираясь на предъявление  нового материала, его воспроизведение учениками, оценивает результаты этого воспроизведения. Традиционное обучение носит преимущественно репродуктивный характер. Учитель является единственным инициативно действующим лицом. Главное усилие учителя при этом направлено на то, чтобы наилучшим образом представить учебную информацию. Ученик также должен предъявить учителю усвоенное содержание учебного материала. Однако, на наш взгляд, традиционное обучение себя не исчерпало. Оно требует внесения изменений, способствующих адаптации условий к каждому ученику. Какие именно изменения вносятся в организацию образовательного процесса, построенного по технологии поддерживающего обучения?

Первое направление - эффективная организация усвоения заданных образцов, достижения четко заданных эталонов. В рамках этого направления обновление учебного процесса ориентировано на традиционные дидактические задачи репродуктивного обучения, представление об обучении как «технологическом», конвейерном производстве с четко фиксированными, детально описанными ожидаемыми результатами. Это позволяет достичь практически всеми учащимися заданных эталонных результатов на уровне гарантированного минимума на основе организации предъявления, стандартизованного контроля и коррекции текущих учебных результатов. Именно с учетом этого направления построено занятие по английскому языку.

Другой путь модернизации поддерживающего обучения заключается во введении в его организацию элементов развивающего обучения. Одной из плодотворных возможностей в этом направлении представляется соотнесение традиционной организации учебного занятия с формированием учебной деятельности, включающей в себя учебную задачу, учебные действия, действия контроля и оценки степени усвоения знаний, обоснованной авторами теории поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальпериным и Н.Ф. Талызиной. Для этого необходимо осуществить традиционные этапы учебного занятия (подготовка к учебно-познавательной деятельности, усвоение новых знаний, их закрепление, контроль и самооценка знаний) на всех этапах предполагаемой системы умственных действий (актуализация знаний, мотивация на решение учебной задачи, организация действий учащихся по решению учебной задачи, контроль усвоения, организация оценки уровня усвоения знаний). Предложенное занятие по литературному чтению для 1 класса построено с использованием элементов развивающего обучения.

Третий путь совершенствования традиционного обучения представляется нам возможным на основе интеграции информационных и развивающих методов и форм обучения. Разработанный урок по литературе для 11 класса соответствует данному направлению модернизации.

 

Технология проблемного обучения

(по материалам М.И. Махмутова, Л.М. Фридмана)

 

Технология проблемного обучения содействует целостной включенности ребенка в образовательный процесс, связанной и с рациональным познанием, и с интуитивной, часто неосознаваемой эмоционально-личностной сферой; позволяет развивать авторскую позицию ребенка в образовательном процессе.

Цель технологии проблемного обучения: содействовать развитию у учащихся критического мышления, опыта и инструментария учебно-исследовательской деятельности, ролевого и имитационного моделирования, возможности творчески осваивать новый опыт; поиску и определению учащимися собственных личностных смыслов и ценностных отношений.

Проблемная организация образовательного процесса может быть осуществлена с меньшим или большим ролевым участием школьников в проведении этого процесса. В соответствии с этим возможны варианты организации образовательного процесса.

Один из вариантов проблемной организации образовательного процесса (Л.М. Фридман, В.И. Маху) основан на использовании следующего фундаментального положения психологии: источником и внутренним содержанием развития ребенка является возникновение в процессе его жизнедеятельности внутренних противоречий между противоположными тенденциями в этом развитии. Поэтому образовательный процесс следует организовывать и проводить так, чтобы учащиеся всегда испытывали необходимость в преодолении посильных трудностей, чтобы у них возникала постоянная потребность в овладении новыми знаниями, новыми способами действий, умениями и навыками.

В других вариантах проблемной организации образовательного процесса акцент делается на кооперации учащихся между собой, на использовании коллективных форм организации учебных занятий, причем каждый ученик имеет право и фактически участвует в постановке частных целей учебной работы, в планировании этой работы или принимает участие в их обсуждении, если цели и планы задаются извне; участвует в контроле, оценке и учете учебной работы учащихся и всей совместно выполненной деятельности. Изменяется позиция учителя – он становится организатором социальной воспитательной среды, регулятором и контролером ее взаимодействия с каждым учеником. С учетом этих подходов разработаны уроки физики и истории для 7 класса.

 

Технология интегрированного обучения

 

Обновление образования требует использования нетрадиционных методов и форм организации обучения, в том числе интегративных, в результате использования которых у детей возникает целостное восприятие мира, формируются способы деятельности Нельзя опираться так же только на широко распространённые в практике обучения объяснительно-иллюстративные и репродуктивные методы. Интеграция в нашем понимании рассматривается не только с точки зрения взаимосвязей знаний по предметам, но и как интегрирование технологий, методов, и форм обучения. Педагогическая деятельность-это сплав нормы и творчества, науки и искусства. Поэтому важно интегрировать, правильно сочетать то разнообразие приёмов учебной деятельности, которое существует. От этого будет зависеть успех, а значит и результат обучения. Интегрированное обучение подразумевает и проведение бинарных уроков и уроков с широким использованием межпредметных связей.

 

 

Технология разноуровневого обучения

(по материалам Д.Г. Левитес, Т.И. Шамовой, Т.М. Давыденко )

 

Необходимость введения в образовательную практику уровневой дифференциации обусловлена тем, что в условиях большого объема учебной информации возникла проблема перегрузки школьников. В такой ситуации обучать всех школьников на одном высоком уровне практически невозможно, тем более что он является часто недостижимым для многих школьников. А это означает появление у большинства из них отрицательной направленности к образовательному процессу в целом.

Уровневая дифференциация осуществляется не за счет уменьшения объема изучаемой информации, а обеспечивается ориентацией школьников на различные требования к его усвоению.

Цель технологии уровневого обучения: обеспечить усвоение учебного материала каждым учеником в зоне его ближайшего развития на основе особенностей его субъектного опыта.

Уровневая дифференциация позволяет акцентировать внимание учителя на работе с различными категориями детей; в структуре уровневой дифференциации по обученности (а именно она чаще всего и лежит в основе уровневого обучения) выделяют, как правило, три уровня: минимальный (базовый), программный и усложненный (продвинутый в формулировке некоторых авторов).

Подготовка учебного материала предусматривает выделение в содержании и в планируемых результатах обучения нескольких уровней, выбор которых определяется составом класса и требованиями государственного стандарта. 

Есть вопрос или комментарий?..


Ваше имя Электронная почта
Получать почтовые уведомления об ответах:

| Примечание. Сообщение появится на сайте после проверки модератором.

Соседние подразделы:
Рекомендации по работе со слабоуспевающими детьми
Типы уроков
Как подготовить современный урок
Развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся как основа успешного участия в олимпиад
Особенности развития интеллектуальных способностей учащихся посредством активизации познавательной д
Анализ возможностей интерактивных и компьютерных технологий для повышения качества обучения
Информационно-коммуникационные технологии в образовании
Модульный подход в образовании

Количество просмотров: Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!
Выберите язык сайта
Президент Республики Беларусь
Год качества
Школьное питание
Информационный сборник технологических карт блюд и изделий
POMOGUT.BY
«Не жди белочку – туши окурок!»
Министерство образования Республики Беларусь
Национальный образовательный портал
Безопасное детство
Национальный детский технопарк
Детский правовой сайт
Школа активного гражданина
МЧС Беларуси
БРСМ
Беларусь Библиотечная
Абитуриент.by
Куда поступать
Молодежь против
Единый информационно-образовательный ресурс
eior.by
kids.pomogut.by
https://kids.pomogut.by/
Занятость
Молодежь.бел.
Молодежь.бел.
НЦЗПИ
«Учебный центр» РУП «Гомельэнерго»