Занятие с элементами тренинга для одаренных детей «Покоряя вершины»
Актуальность
В настоящее время проблема одаренности является одной из актуальных проблем образования.
Формирование творческой личности, развитие индивидуальных способностей и таланта является приоритетным направлением учебно-воспитательного процесса школы.
Но далеко не каждый ребенок может самостоятельно раскрыть и использовать свои способности: одним мешает излишняя застенчивость, другим – неумение концентрироваться, третьим — повышенная возбудимость, неспособность справиться с эмоциями и т.д. У одаренных детей часто имеются коммуникативные трудности, склонность к индивидуализму. Это существенно снижает их достижения в тех видах деятельности, которые требуют согласования своих действий с действиями других участников общей работы. У многих одаренных детей мы можем наблюдать протест против любых ограничений, непереносимость ситуации проигрыша и неуспеха.
Поэтому возникает необходимость в проведении занятий направленных на преодоление этих проблем, а так же воспитывать у школьников уверенность в своих силах и готовность достойно преодолевать испытания.
Цель: Создать условия способствующие благоприятному психологическому климату в среде одарённых (высоко мотивированных) школьников.
Задачи:
- Формировать установку на активную творческую работу, установку на самоанализ и обязательный успех.
- Выработать у детей психологическую готовность к ситуации оценивания (результату)
- Развивать коммуникативные навыки, навыки ораторского искусства
- Развивать уверенность в себе
Целевая аудитория: учащиеся 7-8 классов
Ход занятия:
Занятие начинается с разминки, состоящей из коротких эмоционально насыщенных игр-заданий, создающих радостное приподнятое настроение и мотивацию к дальнейшей работе в основной части занятия.
Игра «Мы вместе!» участники разбиваются на пары и выкидывают по команде произвольное количество пальцев на руке. Пара участников, у которых число пальцев совпало, громко радуются: берутся за руки, подпрыгивают и кричат: «Мы вместе!». Затем то же происходит в четверках, восьмерках, пока не объединится вся группа и не выкинет одномоментно одно и то же количество пальцев.
Игра «Чем мы похожи»
Участники разбиваются на микро-группы по 3 человека. В ходе короткого свободного общения в "тройках" ребята должны найти несколько общих признаков, которые объединяют всех членов группы. Затем группы представляют результаты.
Основная часть
Притча «Открытые возможности»
Как-то ночью одного человека посетил ангел и рассказал ему о великих делах, ждущих его впереди: у него будут возможности добыть огромные богатства, заслужить достойное положение в обществе и жениться на прекрасной женщине.
Всю свою жизнь этот человек ждал обещанных чудес, но ничего не произошло, и в конце концов он умер в одиночестве и нищете. Когда он дошел до врат рая, то увидел ангела, который посетил его много лет назад, и заявил ему: Ты обещал мне огромные богатства, достойное положение в обществе и прекрасную жену. Все свою жизнь ждал... но ничего не произошло.
"Я не это тебе обещал, — ответил ангел. — Я обещал тебе возможности богатства, высокого положения в обществе и встречи с прекрасной женщиной, которая может стать твоей женой, а ты их пропустил.
Человек был озадачен. "Я не представляю, о чем ты говоришь", — сказал он.
"Ты помнишь, однажды у тебя была идея рискованного коммерческого предприятия, но ты побоялся неудачи и не стал действовать?" — спросил ангел.
Человек кивнул. "Из-за того, что ты отказался осуществлять ее, идея была через несколько лет дана другому человеку, который не позволил страхам остановить его, и, если ты помнишь, он стал одним из самих богатых людей в царстве".
"И еще, помнишь, — сказал ангел, — был случай, когда большое землетрясение сотрясло город, разрушив много домов, и тысячи людей не могли выбраться из-под обломков. У тебя была возможность помочь найти и спасти выживших людей, но ты боялся, что в твое отсутствие мародеры вломятся в твой дом и украдут все твое имущество, так что ты не обращал внимание на призывы а помощи и остался дома". Человек кивнул, вспомнив о своем постыдном поступке. "Это была твоя великолепная возможность спасти сотни человеческих жизней, так что тебя бы уважали все оставшиеся в живых в городе", — сказал ангел. "Ты помнишь женщину, прекрасную рыжеволосую женщину, которая тебе очень нравилась. Она не была похожа ни на одну другую из тех, кого ты видел до этого и после этого, но ты думал, что оно никогда не согласится выйти замуж за такого, как ты, и, боясь быть отвергнутым, ты прошел мимо нее?" Человек опять кивнул, но теперь в его глазах стояли слезы. "Да, мой друг, — сказал ангел, — оно стала бы твоей женой, с ней тебе посчастливилось бы иметь много прекрасных детей, и с ней ты был бы по-настоящему счастлив всю жизнь".
Рефлексия:
- Какой урок мы вынесем из данной притчи? (Какова мораль?)
-По какой причине человек не мог добиться того, что было возможно? (боялся, не хотел рисковать, испуг, не уверенность в себе и своих силах и т. д.)
Всех нас каждый день окружают различные возможности, но часто, подобно человеку из этой истории, мы позволяем страху и опасениям помешать нам использовать их. Действительно, мы часто сомневаемся в себе, в своих возможностях, упуская шанс, зачастую человеку мешают добиться желаемого его комплексы и неуверенность в себе, в своих силах.
-Кто из вас знает, что такое ресурс. (Да это личное качество или свойство организма, помогающее достичь поставленной цели).
Упражнение «Стаканчик»
На ладонь ставится мягкий бумажный стаканчик и участники группы получают следующую инструкцию: «представьте, что этот стаканчик - сосуд для самых ваших сокровенных чувств, желаний и мыслей (пауза), в него вы можете положить то, что для вас действительно дорого, то, что вы любите». На протяжении нескольких минут в аудитории царит молчание и в неожиданный момент ведущий сминает этот стаканчик. Затем ведется работа с эмоциональными переживаниями, возникшими у участников группы. Важно обсудить, что почувствовали участники и, что им захотелось сделать и т.д. Возможно проведение параллели переживания «здесь и сейчас» на ситуацию общения:
- Когда возникают такие же чувства?
- Кто ими управляет?
- Куда они исчезают потом?
Заключительная фраза психолога может быть следующей: «то, что вы сейчас пережили, - это реальный стресс, это реальное напряжение, и то, как вы это пережили, и есть ваша настоящая реакция на стресс, реакция на проблемы, которая возникает у вас, в различных ситуациях, в том числе и в общении с другими людьми».
Упражнение «Дом, который построили МЫ»
Цель: совершенствование коммуникативных навыков.
Участники должны совместно нарисовать дом. Лист бумаги разрезан на три части. Группа подростков делится на три подгруппы, и каждая получает свою часть листа. Рисование проходит в разных частях аудитории. При этом задача состоит в том, чтобы после склеивания трех частей листа получилось единое изображение дома. Это задание предполагает высокую степень координации внутри подгрупп и между подгруппами. Участники должны договориться об общей композиции рисунка, о цвете отдельных деталей дома. В конце упражнения части складываются в целое.
Рефлексия:
- Комфортно ли работалось в группе?
- Как удалось договориться?
- Кто руководил работой в группе?
- Как удалось договориться подгруппам?
- Довольны ли результатом?
Упражнение «Выступление»
Данное упражнение является итоговым в основной части тренинга, оно позволяет актуализировать опыт, полученный в ходе работы. Это упражнение проводится в несколько этапов.
- Участникам предлагается представить себя в роли ученых на международной конференции, на которой каждый должен выступить с докладом перед аудиторией.
- Перед выполнением упражнения проводится беседа «Какого оратора приятно и интересно слушать?», в ходе беседы участники сами формулируют составляющие успешного выступления. (Как правило, это внешний вид, направленность взгляда на аудиторию, высота голоса, жестикуляция, положение тела, выражение лица, эмоциональность).
- Каждый участник получает произвольный текст выступления научного стиля (рассказ о животных, географическом объекте и т.п.). При выполнении упражнения участники наблюдают за поведением выступающего (жесты, поза, интонация, выражение лица, эмоциональность и т.д.).
Рефлексия:
- На что нужно обратить внимание?
В ходе обсуждения выясняется, что очень важно уметь управлять своим состоянием, а именно, справиться с волнением.
Завершающий этап
Упражнение «Волшебное озеро»
Для упражнения понадобится шкатулка, в которую заранее кладется небольшое зеркало круглой формы.
Все участники садятся в круг и закрывают глаза.
- Сейчас вы будете передавать друг другу шкатулку. Тот, кто получает эту шкатулку, должен открыть глаза и заглянуть внутрь. Там, в «маленьком волшебном озере», вы увидите самого уникального и неповторимого человека на свете. Улыбнитесь ему.
После того как в шкатулку заглянет каждый, ученикам задаются вопросы:
— Как вы понимаете значение слова «уникальный»?
— Кто же самый уникальный и неповторимый человек на свете?
— Как ответил вам этот человек на вашу улыбку?
— Как же мы должны относиться к уникальной и неповторимой личности?
Мы выяснили, что каждый человек — это уникальная и неповторимая личность, одна-единственная в своем роде. Поэтому мы должны бережно, с любовью и уважением относиться к себе и окружающим, дорожить своей жизнью и жизнью каждого человека, принимать себя и других такими, какие мы есть, то есть относиться к себе и другим с терпимостью.
Игра «Пожелания» Участники перемещаются в случайном порядке, встречаются попарно, смотрят в глаза друг другу и высказывают какое-нибудь пожелание, комплимент или благодарность.
Литература
- Берубе Дж., Венгер А.Л., Дозорцева Е.Г., Морозова Е.И. Групповая работа с подростками. // Когнитивно-бихевиоральная психотерапия детей и подростков. – СПб: Речь, 2003. – С. 255-298.
- А.Л.Венгер, Е.И.Морозова, В.А.Морозов, Р.А.Галиева. Опыт построения группового тренинга для одаренных детей. http://www.igra-msk.ru/publications-1.htm
- Вачков Игорь Викторович Основы технологии группового тренинга. Учеб. пособие. – М: Издательство "Ось-89", 1999.
- Ландау Э. Одаренность требует мужества: Психологическое сопровождение одаренного ребенка. – М.: Академия, 2002. – 144 с.
Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. – М.: Педагогика, 1971. – 280 с.
- Одаренные дети. / Под ред. Г.В.Бурменской, В.М.Слуцкого. – М.: Изд-во МГУ, 1991. – 362 с.
- Психология одаренности детей и подростков. / Под ред. Н.С.Лейтеса. – М.: Академия, 1996. – 416 с.
- Психологическая диагностика детей и подростков. Учеб. пособие//Под ред. К.М. Гуревич, Е.М. Борисовой. —М.:Международная педагогическая академия, 1995.
- Микалко М. Игры для разума. Тренинг креативного мышления. - Спб.:Питер, 2009. - 448с.